новости конкурса

Конкурс «ЛИДЕРЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ – 2022»: Модернизация и инновационное развитие – ответ строительных предприятий Беларуси на вызов времени

Строительная отрасль в любой стране играет большую роль, и ее называют локомотивом экономики. Она создает реальную материальную, техническую основу для устойчивого развития страны и науки, внедрения передовых научно-технических достижений и во многом формирует материальную основу предприятий и инфраструктуру ЖКХ, промышленности, транспортного сообщения, связи, сельского хозяйства.
Предприятия строительной отрасли модернизируются, растет их эффективность. В этом году возникли сложности, но предприятия продолжают искать новые рынки, где они уже добиваются результатов.


6 июля в Доме прессы прошла пресс-конференция, в ходе которой представители оргкомитета, предприятий и главного технического вуза страны обсудили вопросы модернизации и инновационного развития строительных предприятий Беларуси.


О РАЗВИТИИ КОНКУРСА


Председатель оргкомитета ежегодного Республиканского профессионального конкурса на соискание премии за достижения в строительстве «ЛИДЕРЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ» Патутин Александр Германович рассказал о том, как работают предприятия и организации строительной отрасли в тех жестких условиях, в которых оказалась сегодня экономика. По его мнению, быстрее всего стабилизировали производство и начали наращивать сбыт предприятия-экспортеры, выпускающих продукцию – стройматериалы, конструкцию, а также предприятия инжиниринговые, проектные, строительные, возводящие объекты, экспортирующие услуги.


- В связи с санкциями образовались огромные ниши для наших экспортеров, которые необходимо занять. Ряд производителей стеновых материалов не испытывают нехватки в покупателях. Основная проблема сейчас – произвести. Есть две проблемы – логистика и сырье. И тем не менее видим ряд предприятий, которые успешно наращивают экспорт. Для организаций услуг отсутствует такая составляющая, как сырье, - сказал он. - Основные перспективы у белорусской промышленности связаны с участием в встраивании в восточные крупные инфраструктурные проекты. Интерес представляет не только Россия, но и страны Евразийского экономического союза. С расширением экспорта связаны и перспективы модернизации и обновления наших предприятий.
Александр Патутин также проинформировал об изменениях в конкурсе и его динамике.
- В этом году конкурс по динамике не уступает прошлому году. По некоторым номинациям динамика в два раза по сравнению с прошлым годом. Это касается проектных, инжиниринговых компаний, ряда предприятий, производящих экспортную продукцию, - проинформировал он. - Конкурс стал более структурированным, теперь больше предприятий видят себя в нем, а у организаторов есть больше возможностей для выявления лидеров. На данный момент уже порядка 70 предприятий прошли предварительный отбор, попали в финальный состав. Видя такую активность предприятий, мы продлили регистрацию до  конца лета. Прогнозируем, что будет порядка 110-120 заявителей в разных номинациях. Расширен экспертный совет. Впервые в этом году включены в жюри эксперты из России. Конкурс приобрел международный характер.  В следующем году будем регистрировать заявки и от зарубежных участников.

Ряд новшеств связан с продвижением победителей, популяризацией их продукции, созданием условий для обмена опытом между  предприятиями и  специалистами отрасли. Еще одна функция конкурса - способствовать налаживанию горизонтальных связей между предприятиями и обмен опытом. 


СЛОВО ПРЕДПРИЯТИЯМ


Заместитель директора по техническому развитию Завода железобетонных изделий  УП «Минскметрострой» Устинович Александр Викторович, который принимал участие в конференции в онлайн-формате, рассказал о новых возможностях предприятию после модернизации завода, завершившейся в 2021 году. Фактически было заменено все оборудование, которое работало на предприятии с 90-х годов. В процессе модернизации было заменено оборудование бетоносмесительного цеха, позволившее увеличить производительность бетона в 1,5 раза.


- Немецкое оборудование управляется одним оператором, позволило весь процесс автоматизировать. Человек не вмешивается практически в этот процесс. Все операции выполняем в соответствии с требованиями стандартов. Контроль осуществляется лабораторией, качество продукции подтверждено сертификатами соответствия, - уточнил технический руководитель предприятия.
Также было заменено оборудование арматурного цеха, за счет чего появилась возможность увеличить объемы производства в 1,7 раза.
-Купив и смонтировав 2 новых станка по переработке, мы смогли размонтировать 5 станков. Современное итальянское оборудование позволяет выпускать более качественные изделия, большей точности, - сообщил Александр Устинович.
В формовочном цеху было установлено оборудование для производства бетонных и железобетонных труб методом радиального прессования. Производительность такого оборудования позволяет производить в среднем 100-120 труб в смену, что равняется 2,5-3,0 км трубопровода.
Александр Устинович пояснил, что до 2020 года предприятие работало на нужды строительства Минского метрополитена и основные изделия направлялись на его строительство.
-Закупив новое оборудование, внедрив немецкие технологии, мы смогли  работать не только для метрополитена, но и со сторонними заказчиками. Это, в частности, производство труб железобетонных безнапорных, - сообщил он. - Новое оборудование позволило повысить качество нашей продукции, начать ее выпуск для сторонних организаций.  У нас есть заказчики, уже поставляем продукцию в Российскую Федерацию. Занялись экспортом. Совместно с научными институтами ведем разработки новых видов продукции и их внедрение в производство. Также постоянно ведется работа по снижению стоимости производимой продукции.


 По словам представителя предприятия, санкции сказались, в частности, на поставке запчастей для оборудования. Но выход найден: в Беларуси достаточно организаций, которые могут помочь предприятию произвести запчасти для ремонта оборудования.
-Также рассматриваем возможность их изготовления собственными силами на своем предприятии. «Производственная база позволяет это делать», —сказал он. - Есть проблема по материалам. Материалы закупает в Турции.

ПОЛУЧИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ И УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ


-Что касается экспорта продукции, ведутся переговоры о поставке (в частности, колец колодцев железобетонных) в приграничные российские области. Трубы мы поставляли в Петербург – поставка осуществляется автотранспортом, ведем переговоры по другим направлениям. Продукция предприятия также поставляется в Беларуси для гражданского строительства - при строительстве метро большой объем переноса коммуникаций, а также государственным и частным застройщикам новых микрорайонов Минска (Лошица, Минск-МИР и других), – добавил Александр Устинович. - Есть куда развиваться, есть свободные мощности, работаем над разработкой новых видов продукции. 


Заместитель директора Осиповичского завода железобетонных конструкций филиала ОАО «Дорстроймонтажтрест» Ткачев Дмитрий Валерьевич
 рассказал, что предприятие, которое специализируется на выпуске железобетонных изделий для транспортного строительства, прошло модернизацию и усилило свои позиции.


- Потребности рынка подвигли на увеличение мощностей. В конце 2014 года запустили итальянскую линию по производству шпал OLMI. Она практически полностью автоматизирована, ее обслуживает персонал – порядка 10 человек в смену. Оборудование позволяет выпускать шпалы с высокими эксплуатационными свойствами под скрепление СБ, АРС, Vossloch широкой 1520мм и европейской колеи 1435мм, ЖБР-65. «Все шпалы прошли необходимую сертификацию соответствия требованиям ЕАЭС или ЕС», —сказал он. - Линия была задумана как для внутреннего рынка, так и для начинающего набирать обороты в Прибалтике инфраструктурного проекта. Поставки на рынок Прибалтики велись довольно интенсивно в течение 4-5 лет.
Механизмы удвоения на постах предварительного натяжения и ответном ему посту снятия натяжения – один из этапов модернизации линии, который провели в конце 2021 года. Как отметил представитель предприятия, это нововведение позволило повысить производительность линии (за счет уменьшения рабочего такта с 2 до 1,5 минут), ускоряя процесс производства примерно на 30%.
- До модернизации это было «узкое место» линии. Также повысилась надежность этого узла, улучшилось качество выполнения операции.  Благодаря добавлению мощностей мы смело пошли на заключение контракта на поставку шпал в Молдову (контракт рассчитан на 2 года), правда, молдавское направление  пока закрыто в силу отсутствия логистики в данном направлении, -поделился Дмитрий Ткачев. - Сейчас мы работаем в направлении России – отправляем шпалы для подъездных путей предприятий нефтепереработки, основные поставки осуществляем в Республику Беларусь. Одна из перспективных строчек нашего нового производства – шпала под скрепление ЖБР. Недавно получен сертификат образца ЕАЭС на соответствие требованиям ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», готовы к работе. Находимся на стадии участия в конкурсе.


По словам руководителя, продукция предприятия конкурентна на расстоянии не больше 2000 км от границы Беларуси, поэтому на предприятии ищут возможности работы на ближнем «плече». Объект, для которого планируются поставки шпал со креплением ЖБР, будет реализовываться в Ленинградской области. Интерес к продукции в России растет, этому способствует и курс валют. 
Несмотря на сложную ситуацию, сложившуюся в этом году, подытожил Дмитрий Ткачев, завод успешно работает, выполняются все доведенные бизнес-планом показатели. Специализация – выпуск железобетонных изделий для транспортного строительства – шпалы, брусья мостовые, брусья переводные, железобетонные и металлоконструкции для электрификации, строительные смеси, изделия общестроительного назначения. При этом основной объем выпуска приходится на шпалопродукцию. Общий выпуск завода за 5 месяцев текущего года составил порядка 30 млн белорусских рублей (без НДС), объем экспорта – более 2 млн долларов США в эквиваленте, остатки склада готовой продукции в пределах норматива, выполняются задания по производительности труда.
 ОБРАЗОВАНИЕ: СПЕЦИАЛИСТЫ ДЛЯ СТРАНЫ И «НА ЭКСПОРТ»


Заведующая кафедрой «Экономика организации строительства и управления недвижимостью» строительного факультета БНТУ, кандидат экономических наук, доцент, член жюри конкурса Голубова Ольга Сергеевна
 рассказала о видении заявленной темы, и о том, как, в свою очередь, кафедра и студенты будут этому содействовать.


Она отметила, что организаторы расширили конкурсную среду, конкурс стал более масштабным, в нем появился такой элемент, как эффективность проекта. Предприятия могут выдвигать и инновационные проекты, которые нацелены на модернизацию, на развитие, показать, в каком направлении они будут развивать строительный комплекс Республики Беларусь и свой потенциал. А это – возможность заглянуть в будущее, выстраивать тренды будущих направлений.
-В конкурсе появляются экономические характеристики. Участвуя в конкурсе, заявители ставят для себя более высокие планки: их экспортный потенциал и успешность работы на внутреннем рынке только растут. Мы выходим на рынок ЕАЭС. Границы не закрываются, они трансформируются, - сказала Ольга Голубова. - Поскольку развивается конкурс, развивается система критериев оценки тех конкурсных предложений, которые поступают. Мы выстраиваем систему показателей, которые позволяют оценивать эффективность продукта, эффективность деятельности организаций, эффективность проектов, которые они реализовали или планируют реализовывать в будущем. И это направление – модернизация, инновационное развитие строительных предприятий Республики Беларусь - еще один вызов для конкурса. 
Новая система оценки и дифференциация продуктов, организаций, проектов позволит оценивать их и задавали тренды будущему потенциалу экономического развития, считает эксперт.
Что касается работы кафедры, сказала Ольга Голубова, она выпускает специалистов по трем специальностям: промышленное и гражданское строительство, экспертиза и управление недвижимостью, экономика и организация производства строительства. Более 200 специалистов выпускаются ежегодно.
-В этом году заявок было больше, чем выпускников - они имеют большой потенциал. Мы участвуем в международных студенческих конкурсах и занимаем там хорошие позиции.  Мы стремимся формировать у них предпринимательскую инициативу, инновационность, - добавил она, -   В странах ЕАЭС сегодня, в частности, в Узбекистане  – высокий интерес к нашему инженерному образованию. А демографическая ситуация в Беларуси привела к тому, что мощности образовательной системы превышают потребности. Наши строительные специальности востребованы в Узбекистане. Мы заключили договоры с Ташкентским архитектурно-строительным университетом, Ташкентским государственным транспортным университетом. В сентябре к нам приедут на обучение студенты 3-4 курсов, которые станут нашими выпускниками. 


Ольга Голубова также рассказала о международном сотрудничестве с высшими учебными заведениями Казахстана, Таджикистана и в перспективе - с Кыргызстаном. Она видит возможность в рамках конкурса организовать для этих студентов экскурсии по предприятиям, чтобы они оценили сегодня их потенциал, а в будущем – создали горизонтальные связи, ведь  через год-два эти выпускники придут в реальный сектор экономики своих стран. Таким образом, республиканский строительный конкурс позволит выявить лидеров отрасли и организовать их популяризацию для будущих специалистов  из разных стран.
Подводя итоги пресс-конференции, Александр Патутин отметил, что предприятия Беларуси, в том числе, участвуя в профессиональных конкурсах, могут проявить свой потенциал и более активно продемонстрировать свои возможности в насыщении рынка качественными материалами, передовыми технологиями, а также сделать заявку на импортозамещение.

ПОЛУЧИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ И УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ


Пресс-служба Республиканского конкурса


«ЛИДЕРЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»